Миссия выполнима. Даже в Улан-Удэ.
Недавно работники трамвая Улан-Удэ удивили горожан своей способностью чинить лопнувшие рельсы, не останавливая движение. Но за героизмом аварийной бригады все же скрывается плачевное состояние путей. «Там участок требует ремонта, конечно. Что делать, давно бы мы заменили. Участок почти 40 лет стоит без ремонта, еще рельсы Сталина лежат там», - сказал об этом инциденте Николай Хонгоров.
Но самое страшное, что подобная авария закономерно должна была случаться, поскольку все последние годы пассажиропоток трамвая (значит, и доходы) сокращается, эксплуатационные расходы растут, а денег на капитальный ремонт путей нет. В этом можно убедиться, взглянув на следующую таблицу.
Таб. Пассажиропоток трамвая в период с 2005 по 2014 гг.
|
Всего пассажиров тыс. |
В т.ч. льготников тыс. |
К предыду-щему году тыс. |
Тариф |
«Экономии-чески обоснованный тариф» |
2005 |
28 776 |
9 270 |
|
|
|
2006 |
26 672 |
4 137 |
– 2 104 |
|
|
2007 |
20 196 |
1 333 |
– 6 476 |
|
|
2008 |
22 259 |
1 989 |
+ 2 063 |
|
|
2009 |
18 544 |
1 716 |
– 3 715 |
8 рублей |
20 рублей 26.11.2009 |
2010 |
14 202 |
1 579 |
– 4 342 |
10 рублей с 01.01.2010 |
|
2011 |
14 134 |
|
– 68 |
11 рублей с 01.07.2011 |
24 рубля 27.10.2011 |
2012 |
13 798 |
|
– 336 |
14 рублей с 25.10.2012 |
35 рублей 28.09.2012 |
2013 |
11 127 |
|
– 2 671 |
|
|
2014 |
11 967 |
|
+ 840 |
|
45 рублей 18.12.2014 |
На таблице видно, что с каждым повышением тарифа происходит резкий отток пассажиров. Подорожание проезда на два рубля – с восьми до десяти первого января 2010 года стало причиной сокращения пассажиропотока аж на 4,3 миллиона человек.
Второе резкое подорожание уже на три рубля – с 11 до 14 рублей, произошедшее в конце 2012 года знаменовалось еще одним массовым оттоком – на этот раз с трамвая ушли 2,7 миллионов пассажиров. При этом надо понимать, что эти миллионы не исчезают бесследно, а вполне успешно материализуются в виде пассажиров маршруток и водителей собственных машин, нагружая и без того перегруженные автодороги.
В 2014 году мы видим обратную картину – цена за проезд не увеличивалось, тогда как проблемы, связанные с заторами росли. В результате рост пассажиропотока на 840 тысяч пассажиров и дополнительные доходы, на которые «Управление трамвая» отремонтировала полкилометра дорог.
Но это все же капля в море. Отсутствие полномасштабной поддержки города и республики обрекает трамвай на медленную смерть, в результате чего город ждет окончательный транспортный коллапс. Цены, эксплуатационные расходы растут, материальная часть при отсутствии капитального ремонта изнашивается, вследствие чего т.н. «экономически обоснованный тариф» также растет из года в год.
Всего лишь пять лет назад можно было исправить ситуацию «малой кровью» - «обоснованный тариф» равнялся 20 рублям, что было выше реального в два с половиной раза. Сегодня разница выросла до 3,2 раз. Тогда город еще не начинал строительство развязок, которое впоследствии едва не привело город к банкротству и были резервы для наращивания муниципального долга. Впереди были также празднования по поводу 350-летия вхождения Бурятии в Россию и золотой дождь в связи с этим.
Но это не значит, что сегодня уже ничего не изменить. Это всего лишь означает, что исправить ситуацию сегодня будет намного дешевле, чем через пять лет. К тому времени, возможно, власти убедят население в ненужности «аварийного, убыточного и шумного» трамвая и закатают-таки рельсы в асфальт. Как это произошло, например, в Воронеже, где в 2009 году трамвай был полностью ликвидирован как класс ради расширения проезжей полосы.
Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев заявил тогда, что трамвайных путей на городских улицах быть не должно: «Сам факт их существования – это свидетельство бесхозяйственности. Можете, в крайнем случае, оставить одну улицу с трамвайными путями, чтобы снимать на ней исторические фильмы о разрухе конца минувшего века».
Здесь губернатор и бывший министр показал себя не самым великим мыслителем, поскольку, как и ожидалось, город захлебнулся в пробках. Дабы исправить ситуацию воронежские власти сегодня планируют возрождение трамвайной линии. Это, конечно, хорошо. Но насколько дешевле и проще было бы раньше отремонтировать не успевшие полностью деградировать трамвайные пути, а потом постепенно закупать новые вагоны?
Это относится и к нашему городу. Трамвай Улан-Удэ сегодня в точности повторяет путь Воронежа, с тем лишь отличием, что наши чиновники на словах ратуя за рельсовый транспорт, на деле обрекая его на медленную смерть. И воронежский же опыт говорит о том, что вкладывать в трамвай придется в любом случае, хотим мы того или нет, но сегодня это вопрос сотен миллионов рублей, а завтра – миллиардов.
Владимир Бадмаев, «Номер один»