10.06.2015 в 11:50

В Бурятии создается комиссия по развитию конкуренции

Однако справятся ли власти с тяжелыми для них отраслями? Или это очередная показуха?
A- A+

Главная цель комиссии  – вдохнуть новую жизнь в такие сферы, как дошкольное образование, медицина, ЖКХ, пассажирские перевозки и так далее. 

Солидный состав

В правительстве Бурятии снова создается некая комиссия. На этот раз – по развитию конкуренции. Постановление, подписанное зампредом Иннокентием Егоровым, появилось буквально на прошлой неделе. В нем подробно расписан состав этой комиссии, но слишком расплывчато и в общих чертах объясняется, зачем она нужна. Впрочем, в этом несложно разобраться, если знать, что лежит в основе этого документа.

Состав комиссии уже определен, и выглядит он весьма внушительно. Во главе – зампред правительства по экономике Александр Чепик. Его заместитель – министр экономики Татьяна Думнова.

Далее следует основной костяк министров: министр сельского хозяйства, транспорта и энергетики, строительства и ЖКХ, образования, здравоохранения. Здесь же будет заседать ряд заместителей министров, а также руководители различных ведомств: РСТ, агентства госзакупок, инспекции труда, УФАС, Роспотребнадзора, а также уполномоченный по правам предпринимателей.

К тому же в комиссию вошли и общественники республики, представляющие такие организации, как Союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата, ОНФ, объединение профсоюзов, Бурятская ассоциация потребителей и даже «Опора России».

Такой солидный состав комиссии предполагает достаточно высокий статус создаваемого органа. Между тем, в принятом правительством Бурятии постановлении не очень-то раскрывается, что же это за комиссия и что подразумевается под развитием конкуренции.

Однако ее создание – вовсе не местный креатив. Это лишь следствие принятых на федеральном уровне документов, в которых гораздо более подробно расписано, чем должны заниматься региональные власти в сфере развития конкуренции.

Федеральные корни 

В конце прошлого года вышел указ президента России. В нем, по сути, и был утвержден тот самый стандарт развития конкуренции в регионах, который лег в основу принятых недавно правительством Бурятии документов.

В нем прописан ряд требований. Но гораздо более интересны прописанные в стандарте целевые показатели, на достижение которых и должны быть направлены все усилия властей.

На первом месте стоит рынок дошкольного образования. Здесь местным властям придется создать условия для развития конкуренции и увеличения сектора частных дошкольных учреждений. Далее следует рынок медицинских услуг, где придется сделать, по сути, то же самое, но с добавлением пункта о включении частных клиник в территориальные программы гарантий ОМС.

На третьем месте – не менее важный и многострадальный рынок ЖКХ. В списке задач все то же – развитие негосударственного сектора и конкуренции.

Для розничной торговли властям Бурятии предстоит создать логистическую инфраструктуру для развития рынков и ярмарок, а также организовать поддержку магазинчиков шаговой доступности. Кроме того, местным властям придется каким-то образом сократить присутствие на фармацевтическом рынке государственных компаний.

Также конкуренцию придется развивать на рынке пассажирских перевозок и услуг связи (в основном это касается широкополосного Интернета).

Бюджет не позволяет 

Насколько же реально воплотить все эти показатели в жизнь? Ведь все перечисленные направления требуют немалых усилий и, что наиболее важно, огромных затрат. Например, с недостаточностью дошкольного образования власти воюют уже не первый год. Проблема нехватки мест долгое время была одной из главных и даже вошла в список майских указов.

Частные детсады до недавнего времени находились, скорее, на полулегальном положении, поскольку санитарные и прочие нормы делали этот вид деятельности просто невыгодным. Тем не менее они все-таки появлялись. Но их доля сегодня не так уж и высока. И это идет вразрез с требованиями стандарта конкуренции. Хотя в последнее время власти и говорят о послаблениях в этом плане.

- Нам сейчас позволили уплотнять садики, изменились СанПиновские нормы, будут созданы дополнительные группы, единые столовые или кухни по приготовлению пищи для различных садиков, - заявил недавно глава Бурятии.

Для того чтобы простимулировать предпринимателей заходить в эту нишу, нужно очень сильно постараться. Этот бизнес непрост, и к нему предъявляются очень высокие требования.

Строительство одного крупного детсада может обойтись в десятки, а то и сотни миллионов рублей. И, для того чтобы окупить вложения, понадобятся многие годы. Здесь, конечно, можно было бы предложить участникам бизнеса льготы или субсидии.

Но механизм льгот у нас, как правило, влечет за собой множество ограничений, а сами льготы носят далеко не кардинальный характер. А на более или менее ощутимые субсидии в бюджете просто нет денег. Да и на федеральные поступления рассчитывать не приходится – недавно власти заявили о сокращении на треть финансирования всех госпрограмм.

Рынок медицинских услуг стимулировать тоже будет непросто. Если включение частных клиник в территориальные программы ОМС еще можно назвать выполнимым, то каким образом повышать присутствие бизнеса в этой сфере – не очень понятно.

Медицинский бизнес еще более сложный, чем дошкольно-образовательный. Тут одно только оборудование может стоить десятки миллионов, не считая прочих расходов, в том числе на строительство или покупку недвижимости.

В Бурятии не настолько платежеспособное население, чтобы вдруг из государственных больниц толпой ринуться в частные. Ведь, как правило, цены на медуслуги «кусаются». Механизмов поддержки и снижения стоимости медицинских услуг у властей Бурятии сегодня нет. Они, опять же, упираются в возможности бюджета. А эти возможности, как мы выяснили, очень маленькие.

Сомнительные сферы 

С ЖКХ все еще тяжелее. Власти и без всяких стандартов уже долгие годы пытаются навести здесь порядок. С другой стороны, проблем именно с конкуренцией в ЖКХ у нас, на первый взгляд, нет. По крайней мере, в управлении домами. Наоборот, у нас проблемы с государственным и муниципальным присутствием на этом рынке.

Другие же коммунальные компании, занимающиеся производством и перераспределением воды, тепла и электричества, в основном являются филиалами других, более крупных компаний. Конкурировать с ними в этой сфере мало кто рискнет. Хотя, как заявил не так давно глава Бурятии, у властей «есть претензии к управляющим, энергоснабжающим компаниям», причем немало.

Наиболее печально выглядит ситуация с магазинчиками шаговой доступности. Их в последние годы методично убивало время и принимаемые властями решения. Мало кто выдерживает конкуренцию с крупными торговыми сетями, постоянно находящимися в процессе разрастания. 

Тех, кто все-таки умудрился выжить, добили разного рода законодательные запреты. Павильоны и киоски практически уничтожены полным запретом на продажу алкоголя и табака. Небольшие магазины пострадали от алкогольных ограничений по времени. Несмотря на это, власти упорно не признаются в том, что этот вид торговли у нас вымирает.

- В Бурятии должно появиться больше новых форматов торговли, обеспечивающих потребности всех категорий граждан. В этой области планируется продолжить работу по открытию новых типов магазинов с современными торговыми технологиями, магазинов «шаговой доступности», - заявлял недавно замминистра промышленности Алексей Оловянников.

Что касается пассажирских перевозок, они всегда были серьезной проблемой. После ухода с маршрутов республики и Улан-Удэ «истан» сложностей меньше не стало. Транспорт ходит как придется, в отдаленные районы добраться по-прежнему непросто.

Создание новых частных компаний, занимающихся перевозками, возможно, решило бы проблему. Но кто захочет зайти на этот рынок? А, самое главное, кто их сюда пустит? Ведь здесь все уже давно поделено, и, по всей видимости, муниципальные власти также устраивает текущее положение дел.

Таким образом, кардинального передела рынка в этих отраслях, видимо, не получится. Слишком мало ресурсов и возможностей для того, чтобы показать какие-то реальные результаты. Скорее всего, жители Бурятии снова увидят спектакль о том, как власти Бурятии пытаются решить эти проблемы, а кончится все отчетом и какими-то цифрами, никоим образом не меняющими положение вещей.

Владимир Пашинюк, «Номер один».

Все новости

ЗУРХАЙ
с 17 по 23 апреля

Читайте также

В Улан-Удэ могут снести три многоэтажки стоимостью 700 миллионов рублей
Брать ответственность за дома, не прошедшие сейсмическую экспертизу, никто не хочет
19.04.2024 в 06:00
В Улан-Удэ для жителей Советского района работает передвижной флюорограф
Все желающие могут пройти обследование
18.04.2024 в 18:19
В Улан-Удэ проходит акция "Ветеран живет рядом с нами"
Студенты-волонтеры оказывают помощь пожилым людям
18.04.2024 в 18:14
Выпускник Бурятского хореографического колледжа участвует в телешоу «Большой балет»
Финал состоится в эту субботу в эфире телеканала «Россия-Культура»
18.04.2024 в 17:58
Следующая новость
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.