01.07.2015 в 10:15

Сергей Иванов: «Энергетика в кризисе»

ЖКХ и энергетика Бурятии в последнее время пережили ряд значимых событий, породивших много вопросов
A- A+
Сергей Иванов: «Энергетика в кризисе»

Эти вопросы касаются как в целом энергосистемы, так и отдельных ее сторон – тарифообразования, деятельности «управляшек». В поисках ответов мы обратились к одному из крупнейших экспертов Бурятии в этих областях, генеральному директору компании «Энком», депутату горсовета Улан-Удэ Сергею Иванову. 

- Главным событием в сфере ЖКХ в Бурятии стала процедура лицензирования управляющих компаний на рынке ЖКХ Бурятии. Каковы, на Ваш взгляд, ее главные итоги? 

- Итоги лицензирования управляющих компаний, к большому сожалению, не очень радостные для нашего региона. Мы наяву и очень отчетливо увидели главный недостаток управляющих компаний – это их неподготовленность к той деятельности, для которой они предназначены.

По этой причине, по формальным признакам, при первой попытке 80 процентов управляющих компаний не получили лицензию. Лицензию получили в основном те, кто проходил под категорией так называемых «пустышек». То есть не обладая жилым фондом для управления. Поэтому формальных оснований для исключения их с рынка не было.

- Были ли политические или экономические факторы при лицензировании компаний, или здесь было все достаточно объективно? 

- На первом этапе лицензирования никаких ни политических, ни экономических факторов не было. Там по умолчанию подразумевалось, что административный ресурс города Улан-Удэ сработает, и компании без труда пройдут. Хотя еще в марте проводилась проверка, и управляющим компаниям были выданы предписания – какие документы они должны привести в порядок.

Недостатки этих управляющих компаний заключаются в том, что они выполняют роль, скорее, подрядных организаций, которые основное внимание уделяют обслуживанию и эксплуатации домов. Но основные функции они не исполняют в надлежащем объеме и с надлежащим качеством.

При этом они необоснованно завышают тариф. Наш расчет экономически обоснованного тарифа на содержание одного квадратного метра жилой площади в стандартном пятиэтажном доме показывал уровень 14 рублей за один квадратный метр. Таких тарифов сегодня в городе не существует.

В среднем тарифы идут от 18 до 22 рублей за квадратный метр. В тариф заталкиваются несуществующие затраты или завышенные затраты. Хотя у управляющих компаний главными принципами должны быть открытость, публичность и прозрачность.
После первого этапа лицензирования мы наблюдали воочию давление административного ресурса со стороны администрации Улан-Удэ. Первый этап лицензирования был более правильный, более честный, необходимо было на этом и остановиться.

- Вы являетесь владельцем управляющей компании «Умный дом», которая произвела фурор в узком кругу специалистов ЖКХ. В чем принципиальное отличие вашей «управляшки» от десятков других в Бурятии? 

- На самом деле я не являюсь владельцем компании «Умный дом». Мы предложили собственникам и руководству этой управляющей компании попробовать претворить в реальную жизнь те наработки, которые мы на сегодняшний день имеем.

Принципиальное отличие в том, что с помощью этой компании добились двух самых главных условий работы управляющей компании. Во-первых, это низкие тарифы. И второе – это стопроцентное качество обслуживания, к которому мы приближаемся. На сегодняшний день тариф этой управляющей компании для стандартного пятиэтажного дома составляет 14,05 рубля за один квадратный метр.

В этой компании мы сегодня разделяем функции управления и функции обслуживания. Этот шаг приводит к снижению издержек, потому что управлением занимаются непосредственно люди, обученные управлять.

Кроме того, мы жителям и собственникам домов предлагаем разделить тариф на две части – постоянную и переменную. Постоянная – это непосредственно само содержание и эксплуатация домов, которая включает в себя минимальный объем обязательных услуг.

Переменная часть – это текущие ремонты, которые зависят от технического состояния дома и желания собственников. И переменная часть, в зависимости от объемов работ, может корректироваться каждый квартал или даже каждый месяц.
Кроме этого, на сегодняшний день нами разработана информационная система управления многоквартирным домом, в которой вся информация о деятельности компании размещается на сайте для каждого дома.

Последний момент, который необходим любой управляющей компании, – за счет оптимизации тарифа привлекать в небольших объемах инвестиции, чтобы обставить каждую квартиру и в целом весь дом системами учета всех видов энергоресурсов.
Здесь мы предлагаем сделать систему энергосервисных контрактов, о необходимости которых долгое время говорится в нашей стране. Деньги должна привлекать управляющая компания за счет экономии энергоресурсов, не поднимая тариф, но и не снижая его. Можно заморозить тариф на период окупаемости.

- Можно ли применительно к энергетике Бурятии говорить, что она находится в кризисе? Какие пути выхода из создавшегося положения Вы видите, и какую роль в этом играют тарифообразование и энергоэффективность? 

- На сегодняшний день мы с бумагами и цифрами в руках можем спокойно доказать, что энергетика Бурятии находится в состоянии достаточно глубокого кризиса.

Существует так называемый федеральный стандарт, за пределы которого сумма коммунальных платежей не должна выходить. Мы даже без учета 7,7 рубля на капитальный ремонт уже давным-давно не только перешагнули федеральный стандарт, но уже подобрались к порогу платежеспособности среднего слоя. Это и есть доказательство кризиса в энергетике.

Пути выхода из кризиса давно известны – они прописаны в учебниках. Их всего два. Первый способ – применение инновационных технологий в энергетике. Хотя бы на основании тех же энергосервисных контрактов. Для этого необходимы воля государства и воля отдельно взятого региона.

Второй путь выхода из кризиса – это упорядочение работы с тарифами. На сегодняшний день по тарифной политике любого региона можно сказать, что тарифы развернуты в сторону монополистов.

При одном и том же количестве электрических сетей «Бурятэнерго» с 2009 года необоснованно переполучает два миллиарда рублей в год. На эти деньги можно привести в порядок четверть электросетей. То есть за четыре года можно было бы отремонтировать все сети Бурятии.

Соль тарифной политики заключается в том, что мы считаем тарифы по категории «экономически обоснованный тариф». Принцип его формирования – затраты плюс прибыль. Если даже регулятор и орган исполнительной власти декларирует, что прибыль не закладывается, то в затраты можно затолкать все что угодно. И оспорить это невозможно.

Принцип формирования тарифа, мы убеждены, должен исходить не от экономически обоснованного тарифа, а от платежеспособного спроса потребителей – какое количество денег сегодня можно реально собрать с населения.

- То есть доводы крупных монополистов, что исходя из платежеспособного спроса нельзя обеспечить нормальную энергетику региона, у нас не действуют? 

- Это чистейшей воды лукавство с их стороны, потому что им так удобнее, они так получают возможность бесконтрольно со стороны потребителя раздувать свои затраты. И никто из региональной власти или общественности не имеет полномочий проверить обоснованность этих затрат. Даже в энергетике существует небольшое количество людей, которые досконально разбираются в формировании тарифа.

- Учитывая, что на рынке энергетики достаточно высокая конкуренция, а игроки порой достаточно агрессивны друг к другу, что легко можно отследить по арбитражной хронике, как Вы можете прокомментировать силовое давление на компанию и на Вас лично, в том числе в части недавних уголовных дел? 

- Те концепции, которые мы только что обсудили, достаточно революционные для нашего региона. И они болезненны в первую очередь для монопольных структур и для лиц во власти, которые аффилированы к этим монополистам.
Естественно, деятельность нашей компании не вызывает никакого восторга, потому что она подрывает все устои энергетики, ЖКХ, и противодействие абсолютно ожидаемо.

Что касается уголовных дел, возбужденных на нашу компанию и лично меня, я полагаю, что это надуманное мероприятие, потому что все, что озвучивалось, ушло в Арбитражный суд. А это уже финансово-хозяйственные отношения субъектов. В данном случае – компании «Энком» и Федеральной налоговой службы.

Сейчас одна и та же фабула рассматривается и в Арбитражном суде, и в силовых структурах. В любом случае только по окончании судебного процесса можно будет делать вывод, кто прав. И только после этого можно будет возвращаться к уголовному кодексу.

Беседовал Владимир Пашинюк, «Номер один». 

Читайте также

В Бурятии разыскивают пропавшего мужчину
Последний раз его видели пьяным на площади Советов в Улан-Удэ три месяца назад
20.04.2024 в 18:15
В Бурятии расчищают пострадавшую от паводка дорогу
Расчищено уже 1,5 км дороги, работы продолжаются
20.04.2024 в 14:17
Сергей Рыбальченко отработает за пятерых
Экс-замминистра строительства и ЖКХ Бурятии три года будет платить «десятину»
20.04.2024 в 14:00
«Физически тоже надо работать. Тем более, на свежем воздухе»
Глава Бурятии принял участие в общегородском субботнике
20.04.2024 в 13:09
Следующая новость
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.