Яхту для Дерипаски за 1 млрд рублей готовят к спуску на Байкале
50-метровую яхта "Селенга" — самую большую на озере и одну из самых дорогих игрушек в коллекции олигарха — доставили на берег Байкала. Выяснить, что близкая к структурам бизнесмена компания "Байкал яхтклуб" не заплатила судоверфи, где строилась лодка. В результате более сотни рабочих остались без зарплаты.
Небольшой поселок на берегу Ангары. Здесь на закрытой территории под коконом из парусины и алюминия прячется 50-метровая яхта "Селенга" — самая большая на озере и одна из самых дорогих игрушек в коллекции олигарха.
Строительство и внутренняя отделка обошлись Олегу Дерипаске примерно в 1 миллиард рублей, - рассказывают источники близкие к олигарху.
Долгострой
Близкие к бизнесмену люди говорят, что создавать с нуля яхту Дерипаска не планировал, хотел купить уже готовую. Но подходящей под его запросы на Байкале не нашлось, а доставить её сюда из другого региона было невозможно.
В итоге в 2007 году строительство началось на судостроительном заводе Улан-Удэ. В 2009 году работы были приостановлены из-за финансового кризиса. Дело застопорилось, из-за постоянных задержек зарплаты бастовали рабочие верфи. Более того, между судостроительной компанией и иркутским ООО "Байкал яхтклуб", которому принадлежит яхта, начались финансовые споры.
"Селенгу" достроили к 2014 году — ее спустили на воду и планировали переправить на Байкал, чтобы заняться внутренней отделкой. Для транспортировки даже построили 50-метровый док, шириной 17 метров, способный преодолеть немалые расстояния даже по неглубоким рекам. Но не получилось.
Летом 2015 года вновь неудача: реки обмелели, уровень воды упал и переправить недоделанную яхту по воде не получилось. В итоге на место постоянной дислокации она попала лишь прошлой осенью.
Дизайн на миллионы
Дизайном яхты занялся российский специалист Игорь Лобанов. В 2013 году в Каннах его признали лучшим яхтенным дизайнером года. А ещё раньше он работал вместе с парижским создателем "дворцов на воде" Филиппом Старком — контролировал со стороны заказчика строительство авангардной яхты "А".
Серебристое судно внутри отделано морской фанерой из красного дерева и массивом дуба. По словам исполнителей эксклюзивных заказов, выглядит это довольно просто. Мебель и стены в основном серого и кремового цветов. Причём, кожаные диваны хоть и сшиты из заграничных материалов, но руками российских мастеров в Рыбинске и Санкт-Петербурге.
"Селенга" состоит из четырёх ярусов. Самый верхний — открытая палуба. Там будут располагаться несколько диванов, стол и телевизоры. И, похоже, здесь дизайнеры просчитались. Такой тип палубы хорош в тёплых водах Средиземноморья. А при суровых байкальских ветрах, которые в открытой воде не стихают даже в самую жаркую погоду, это место, вероятно, будет пустовать.
Ярусом ниже — зона владельца яхты, которая разделена пополам стеклянной перегородкой. По левому борту — шикарная двуспальная кровать. По правому — комната для йоги.
Здесь же есть массажный кабинет и туалет с "умным" унитазом. Он способен мгновенно производить анализ количества сахара в моче пользователя и анализировать его рацион. Только один этот пункт в смете обошёлся заказчику примерно в 500 тысяч рублей, причём для яхты взяли один из самых бюджетных вариантов.
На этом же этаже располагаются салон для приема гостей, рулевая рубка и каюта капитана. Здесь всё просто и минимально, однако белые кресла для рулевых на Байкал доставили из Италии — в России таких не нашлось.
Если хозяин из своих апартаментов спустится по небольшой лесенке, то он попадёт на главную палубу. В носовой части этого яруса расположена VIP-каюта, рассчитанная на двоих гостей.
По длинному коридору, вдоль которого расположены ещё четыре каюты попроще, можно пройти в столовую. А вот камбуза как такового на яхте нет — только плита для подогрева пищи. Здесь будут не готовить, а лишь доводить до кондиции полуфабрикаты.
Экипаж живёт в трюме. Там шесть кают: для механика, рулевых, матросов и стюардов. Причём выходы из помещений расположены таким образом, что маршруты гостей и персонала никогда не пересекутся. Даже когда хозяева спустятся в спа-салон и сауну.
Есть в трюме и бассейн, впрочем, тоже неброский. Говорят, что ванна из полированной нержавейки размером два на полтора метра заказчику не очень понравилась — он предпочёл бы из парилки нырнуть прямо в Байкал. Но проектом, увы, подобное не предусмотрено.
Эксперты не скрывают удивления: за сотни млн рублей заказчик мог получить лодку попредставительнее.
Остались без гроша
Тем временем, "Улан-Удэнская судостроительная компания", которая и делала дорогостоящую игрушку олигарха, объявила себя банкротом после того, как компания ООО "Байкал яхтклуб", заказавшая предприятию десять лет назад строительство 50-метровой белоснежной яхты, отказалось платить по долгам.
При этом основным заказчиком строительства яхты "Селенга" была компания "Иркутскэнерго", принадлежащая Олегу Дерипаске.
— "Иркутскэнерго" делал заказ через ООО "Байкал яхтклуб", которое и нашло исполнителя в лице "Байкал яхтклуб" "Улан-Удэнской судостроительной компании", — рассказывает собеседник в Восточно-Сибирском арбитражном суде.
Согласно базе "СПАРК интерфак", ООО "Байкал-яхтклуб" владеет кипрский офшор Lampgod ltd. До 2009 года совладельцев было минимум двое — Lampgod и Dornton Ltd.
Обе эти кипрские фирмы неоднократно упоминались в российских и словацких СМИ в связи с Олегом Дерипаской. Ещё одно косвенное доказательство связи с ним — тот факт, что обе эти фирмы в своё время владели неким ООО "Дивеево". Это ООО строило в Нижегородской области лечебно-оздоровительный комплекс, который в СМИ называют "дачным поселком Дерипаски".
Как следует из материалов арбитражных судов, "Улан-Удэнская судостроительная компания" заявляла исковые требования к ООО "Байкал яхтклуб" — заказчику яхты "Селенга" — на сумму 170 млн рублей.
Эти деньги должны были пойти на оплату долгов предприятия и выплату зарплаты рабочим предприятия.
Как сообщил источник в Восточно-Сибирском арбитражном суде, яхта "Селенга", несмотря на неплатежи ООО "Байкал яхтклуб", в 2014 году была достроена.
В это же самое время, когда спущенная на воду "Селенга", пошла по Байкалу из Улан-Удэ в Иркутск, руководство "Улан-Удэнской судостроительной компании" подало в Восточно-Сибирский арбитражный суд заявление о признании компании банкротом.
– Мы до последнего надеялись, что деньги найдутся и мы сможем расплатиться по долгам и нам не придётся, объявлять себя банкротом, - заявил собеседник на "Улан-Удэнской судостроительной компании".
Однако в августе 2014 года, по словам источника, ООО "Байкал яхтклуб", платить по "счетам" отказался в связи "с ненадлежащим исполнением заказа". Проще говоря, заказчик заявил, что работы не примет.
По данным базы "СПАРК интерфакс", общая "стоимость" всех арбитражных споров между верфью и заказчиком яхты "Селенга" оценивается в 174 млн рублей. В итоге суд встал на сторону компаний, близких структурам Дерипаски, которые получили недостроенную яхту, сообщает «Лайф»
Фото:pixabay