29.07.2016 в 05:30

Инвалиды в Бурятии попали в ловушку между попустительским отношением и неразберихой в чиновничьих «галочках»

Недоступные кафе, рестораны и туалеты: неразбериха в разрешениях на строительство, отговорки и недоумение бизнесменов
A- A+
Инвалиды в Бурятии попали в ловушку между попустительским отношением и неразберихой в чиновничьих «галочках»
Все это делает жизнь инвалидов-колясочников похожей на издевательство. 

«Мы не обязаны»

Галина Горбатых уже много лет является председателем «Общества без барьеров», продолжая благое дело Эржены Будаевой. В маленькой женщине на инвалидной коляске столько энергии и решимости, что хватило бы на десятерых здоровых людей. 

И много лет Галина пытается донести до общества то, что доступная среда – это не услуга инвалидам, это необходимость для общества. Однако все ее попытки порой разбиваются о полное равнодушие людей.

Если в Улан-Удэ еще пытаются соблюсти приличия и сделать город более или менее доступным для инвалидов, то, как только выезжаешь за пределы столицы Бурятии, начинаются «чудеса».

Например, возле реки Хаим, где так любят останавливаться туристы, чтобы полюбоваться пейзажем и съесть вкусные беляши, ни о какой доступной среде речи не идет. Хотя предприниматели и стараются сделать хоть что-то, получается не всегда.

Председатель «Общества без барьеров», внимательно осмотрев пандус, объясняет владельцам, что человек на коляске вряд ли без посторонней помощи сможет подняться на него. А если все же исхитриться подняться на веранду, заказать беляши в самом кафе у него не получится –не позволит высокий порог. Рядом с кафе стоят два туалета. Однако инвалид не сможет воспользоваться их услугами, не сумеет даже попасть внутрь.

На вопрос, почему они не согласовали доступную среду еще при проектировании заведений, хозяйка, искренне недоумевая, говорит, что все было согласовано с Рыбоохраной и Байкало-Ангарским территориальным управлением. Тут же демонстрирует разрешение на строительство.

– А денег-то сколько брали! – возмущается хозяйка. – Тут 15 тысяч, там 20 тысяч.

А вот представитель Прибайкальской районной администрации утверждает, что они не обязаны согласовывать проекты для строящихся «частников».

Во втором кафе, размещенном метрах в двадцати от первого, – та же самая история. Только владельцы уже говорят о том, что согласовывало проект Республиканское агентство лесного хозяйства. Ответ районной администрации тот же – «мы не обязаны».

Табу на «Байкальскую гавань»

Настоящие парадоксы начинаются в «миллиардной» Байкальской гавани. «Туристическая Мекка Бурятии» по факту никак не приспособлена для людей с ограниченными возможностями. Инвалид не сможет попасть ни в гостиницу, ни в административное здание – пандусов нет вообще. Хочешь жить в гостинице – отращивай крылья.

Директор «Байкальской гавани» Игорь Оленников объясняет, что изначально нынешний «отель» проектировался как административное здание для персонала. Гостиницы должны были строить инвесторы, но инвесторы «сдулись». Пришлось адаптировать общежитие для рабочих. Правда, пока без доступной среды. Итог: инвалиды отдыхать там не могут. Похожая картина и на прибрежной зоне.

– Меня на днях спрашивали ребята, которые совершали пробег на колясках «Москва –  Владивосток», – вспоминает Галина Горбатых, – о том, где можно переночевать на Байкале. Я сказала правду: нигде, – констатирует председатель «Общества без барьеров».

Стандартное для здорового человека посещение туалета в селе Турка для инвалидов невозможно. Хотя два доступных туалета все же есть. В новой школе, которая летом закрыта, и в суде, куда посторонних не пускают. Туалет на пляже, якобы доступный, сделан так, что человек на коляске просто не сможет там развернуться. Заедет, посмотрит и уедет.  

Юлия Жамбалова уверена, что с подобным отношением инвалиды вынуждены сидеть дома. Для них практически не создано ничего. Хотя Конституция России одна для всех, соблюдать права инвалидов у нас категорически не желают.

– Для них практически не создано среды. Они вынуждены сидеть в четырех стенах, для них нет транспорта, для них даже в городе не везде созданы необходимые условия. О прибрежной зоне вообще речи нет. Наши инвалиды не могут отдохнуть на Байкале. Мы не ставим перед собой задачи наказать предпринимателей. Мы будем выяснять, на каком этапе согласования документов «теряется» доступная среда. И добиваться изменений в системе, – констатирует уполномоченный по правам человека.

Действительно, если в Бурятии хотят достигнуть стандартов цивилизованного общества, тогда, возможно, не стоит делить людей на «достойных» жить полной жизнью и «не достойных».  Потому что при взгляде на отношение к нашим инвалидам складывается именно такое впечатление.

– Все почему-то думают, что их это никогда не коснется, – резюмирует Галина Горбатых. – А зря. К сожалению, от этого не застрахован никто. 

Елена Медведева, «Номер один»
Фото: pixabay.com

Читайте также

В Улан-Удэ бизнесмены Матхановы безвозмездно передали базу для МУП «Городские маршруты»
Теперь там можно будет построить новый бокс для автобусов
28.03.2024 в 18:46
В Улан-Удэ хирурги РКБ провели ювелирную операцию по удалению кисты
До этого женщина дважды оперировалась в Иркутске, но безрезультатно
28.03.2024 в 17:43
Жителей Бурятии предупредили о новом способе мошенничества
Появились мошенники, выдающие себя за сотрудников ФНС и требующих декларации
28.03.2024 в 17:36
В Бурятии наградили медалью главного врача дома ребенка «Аистенок»
Аюр Бато-Жаргалович Бимбаев работает в здравоохранении 46 лет, из них 30 лет в руководящей должности
28.03.2024 в 17:34
Следующая новость
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.