10.06.2018
Строительство новых высоток на «Октябре» приведет к транспортному коллапсу
В непростой дорожной проблеме разбирался «Номер один»

Снос кинотеатра «Октябрь» с целью возведения на этом месте целого комплекса жилых высоток вскоре приведет к лавинообразному числу новых автомобилистов и усилению дорожного трафика, считают эксперты. Движение на «Элеваторе», и без того крайне сложное, теперь грозит и вовсе заглохнуть.

Первая 19-этажная высотка с подземной автостоянкой на улице Маяковского будет сдана уже в 2019 году. В непростой дорожной проблеме разбирался «Номер один».

Узкое горлышко

Напомним, утром на «Элеваторе» традиционно поток машин стоит в сторону площади Советов, а вечером – обратно с улицы Ербанова – до «Элеватора». С каждым годом ситуация все ухудшается, а каких-либо реальных действий со стороны мэрии не видно. Что-то чиновники пытаются сделать, например, отменили несколько лет назад поворот направо с проспекта 50-летия Октября на улицу Революции 1905 года. Но в свете предстоящих новшеств это решение нисколько не спасет проблемный участок города.

– Транспортный поток на «Элеваторе» с ростом жилищного строительства в Железнодорожном районе будет только расти, ведь узкий участок дороги под железнодорожным путепроводом уже давно не справляется с дорожным  трафиком,  – убежден директор улан-удэнской проектной организации «Антарктида» Дмитрий Гусляков. – Если в этом месте происходит авария, то парализуется практически весь центр города. Безусловно, к проблеме «Элеватора» необходимо подходить комплексно: снизить нагрузку на этот участок дороги можно с помощью строительства моста через  реку Уду и параллельной  реконструкции путепровода с расширением дорожного участка под ним. Также давно назрел вариант понижения трамвайных путей на уровень дорожной сети и их асфальтирование, что даст по одной автомобильной полосе в каждую сторону.

Однако пока простые решения упираются в непростые бюрократические проволочки.  

– Безусловно, идея закатать на этом участке рельсы в асфальт снимет остроту проблемы дорожных заторов на «Элеваторе», –  сообщил начальник управления дорожного строительства мэрии Улан-Удэ Евгений Соболев. – Однако и проспект 50-летия Октября, и улица Ербанова находятся под сильным уклоном, и если трамвай сойдет с рельсов, то он может укатиться до театра оперы и балета.

По словам чиновника, именно существующие шпалы могут эффективно затормозить трамвай, если он упадет. Таким образом, трамвайные инструкции  препятствуют изменениям в дорожной сети.

Трамвайные уклонисты

Трудно согласиться, что если рассматривать теорию апокалипсиса и летящего мимо головы Ленина неуправляемого трамвая, впору ставить вдоль трамвайных путей бетонные ограждения. При этом сегодня никого не смущает тот факт, что трамваи вполне себе спокойно и без аварий перемещаются на закатанных в асфальт участках «с уклоном» и на улице Ербанова, и  на проспекте 50-летия Октября.  Эти участки расположены чуть выше от площади Советов. Да, скорость трамваев там стала пониже, потому что  перед ними часто снуют хамоватые автомобилисты. Но зачем трамваям разгоняться? Думается, неудобство трамвайного ведомства в этой части не должно превалировать над решением проблем пробок.

Вообще,  тема с уклоном и грозящими авариями трамваев  означает: либо на линию выходят неподготовленные вагоновожатые, не способные плавно нажать на тормоза, либо техническое состояние трамваев настолько плачевно, что их просто надо снимать с путей, если они могут самопроизвольно переворачиваться и далее летать в режиме свободного полета.

Кстати, и здесь проблема технического состояния парка трамваев постепенно  решается. Так, недавно глава Бурятии Алексей Цыденов провел переговоры на предмет поставки мэрией Москвы бывших в употреблении столичных трамваев для нашего города.

«Трамваи не новые, конечно, но получше, чем те, которые у нас ходят», – сообщил недавно  в «Фейсбуке» глава региона.

Эксперты полагают, что, помимо асфальтирования трамвайных путей, необходима в целом реконструкция старого железнодорожного путепровода. Однако РЖД как обычно выдает настолько невыполнимые условия реконструкции, что за эту тему никто не хочет браться. И сдвинуть дело с точки может лишь глава Бурятии, которому железная дорога явно не чужая.

При этом общественники Бурятии давно заваливают своими инициативами различные ведомства. Например, предлагается сделать прокол под железнодорожным полотном на «Элеваторе» для отдельного пешеходного сообщения между Железнодорожным и Советским районами в этой части города. Тогда можно будет расширить дорожный участок под путепроводом, что улучшит транспортное сообщение. Однако чиновники  в ответ ссылаются на нецелесообразность, дороговизну и необходимость сложных согласований с РЖД.

Регулярные проколы

– В развитых странах проезд под железными дорогами вообще не является проблемой, ведь проколы под путями сообщения  легко и быстро делаются, – говорит член Общественной палаты Бурятии Евгений Кислов. – В Китае, например, я вообще не видел автомобильных переездов над железной дорогой, там везде под ней находятся проколы, выполненные методом горизонтально направленного бурения, практически через каждые 200 метров пути. Технологии настолько далеко ушли вперед, настолько это делается быстро, что стоит не так дорого, как нам это представляют.

Пока же власти, похоже, не ищут легких решений. Задачи ставятся эпохальные, грандиозные – строительство мостов через обе реки столицы Бурятии.  Сегодня особый упор делается на возведение  третьего моста через реку Уду в створе улиц Сахьяновой и 3-й Транспортной. Это, по замыслу разработчиков, снизит транспортный поток из Железнодорожного района в Октябрьский и разгрузит «Элеватор».

Дело хорошее, кто бы спорил. Однако представители общественности города, изучив интерактивные камеры наблюдения, подсчитали, что поток машин на  «Элеваторе» снизится ненамного – всего на 10%.

Тем более что и с будущим мостом возникают все новые проблемы. Как мы уже сообщали, в мае конкурс на проектирование моста через реку Уду стоимостью 100 миллионов рублей не состоялся. Не нашлось желающих участвовать в проектировании с подобными требованиями – внести обеспечение работ в размере 30 миллионов  рублей. У проектировщиков подобных денег не оказалось. Как говорят в минтрансе РБ, в ближайшее время объявят новый конкурс, а процент банковской гарантии снизят до приемлемого уровня. Таким образом, сроки проектирования, строительства и ввод моста сдвигаются далеко за 2020 год.

А как же быть с «Элеватором»? Все эти годы ждать, что пробки рассосутся лишь после возведения моста? А если что-то пойдет не так с финансированием мегастройки? Кто даст гарантию, что проект не заморозят? Как говорится, не впервой.

Умный в гору не пойдет

И все же некие решения по пробкам начинают проявляться на горизонте. Так, городские чиновники с недавних пор видят решение проблемы пробок на «Элеваторе» во внедрении  новых технологий. В монтаже так называемых «умных» светофоров на участке проспект 50-летия Октября – улица Ербанова. Новая компьютерная система с помощью видеокамер и датчиков сможет анализировать в течение суток наиболее напряженные участки пути и регулировать по времени разрешающие сигналы светофоров.

Главная цель – уменьшение времени стояния машин основных потоков на перекрестках и возле пешеходных переходов. Эксперты полагают, что нововведение позволит на треть сократить время движения машин с «Элеватора» на площадь Советов. Будем надеяться, что закупка «умной системы» даст не менее умные результаты по снижению интенсивности дорожного трафика. И все же всем горожанам уже давно ясно как день – без расширения дороги под железнодорожными путями не обойтись. «Элеватору» необходима перезагрузка.

Дмитрий Родионов, «Номер один»
Фото: «Номер один»
Социальные комментарии Cackle
^