Хоринцы могут заплатить за изгнание китайского инвестора

Вырубку леса в районе могут полностью запретить
A- A+
Текст: Газета
Хоринцы могут заплатить за изгнание китайского инвестора
Народные волнения в Хоринском районе Бурятии из-за захода туда компании «МТК-Дженькей» могут вылиться в тотальный запрет вырубок. В этом случае получится, что предприниматели и жители сами подпилили сук, на котором сидят. Ведь добыча леса (не всегда легальная) и продажа его китайским же перекупам по бросовой цене для многих – единственный вид заработка.

Прощай, «Дженькей»?

Недавно один из телеграмм-каналов опубликовал информацию, что компания «МТК-Дженькей» демонтирует свою базу в Тальцах. Напомним, компания собиралась строить там деревообрабатывающий завод с глубокой переработкой леса. Стоимость проекта – порядка 700 млн. Бурятский лес должен был на выходе превращаться в готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью. Налоговые отчисления предполагались на уровне нескольких сотен миллионов рублей.

Именно под эти цели компании и пытались выделить лес в Закаменском районе в прошлом году. Однако волна протестов жителей района не позволила этим планам осуществиться. В итоге власти и инвестор отступили и начали искать новые территории для освоения.

И нашли: «МТК-Дженькей» выделили территорию под вырубку в Хоринском районе. Но и здесь договориться пока что не получилось. История повторилась: возмущение жителей, петиции против вырубок и прочее.

Чтобы объяснить жителям, что происходит, в район приехали чиновники правительства Бурятии, представители компании. Состоявшийся сход изобиловал эмоциональными выступлениями, но точку в этом деле не поставил. Наоборот, появилось еще больше вопросов.

«Черные», зато местные

Основной акцент власти делали на сохранности леса,  его восстановлении. А восстанавливать нужно. Ведь подобные работы в нужных объемах не проводились здесь десятилетиями. Между тем местные же предприниматели, которые вырубают до 200 тысяч кубометров ежегодно, работают часто в «полусером» режиме, так что ни о каком восстановлении здесь речи идти не может.

Как рассказал на встрече министр промышленности республики Алексей Мишенин, арендаторов леса в Хоринском районе нет. То есть ни один предприниматель не взял под свою ответственность лес на 49 лет, как это делается обычно. Ведь, помимо права вырубать деловую древесину, договор аренды предполагает множество обязанностей: от посадки саженцев до тушения пожаров.

Местные предприниматели делают по-другому. Они выигрывают аукцион на конкретную деляну, вырубают ее и уходят, не заботясь о том, что будет с лесом дальше. Вырубленное же продают тем же китайцам по ценам в разы меньше рыночных.

При этом должный контроль за ними не ведется. Глава района Юрий Ширабдоржиев заявил, что из района вывозится лес примерно на 1 млрд рублей. При этом налогов в районный бюджет уплачено всего 10 млн рублей – всего 1% от общей суммы. Это говорит о том, что лес добывается и продается местными в основном «в черную».

- Я сейчас не защищаю «Дженькей», я говорю, что мы сами очень сильно вырубаем свой лес «в черную». И, самое главное, никто лесовосстановлением не занимается, - говорил присутствовавший на сходе активист из Закаменского района. - Мы предлагали, чтобы каждый предприниматель, который хочет заниматься лесом, вносил страховой взнос. Это гарантия того, что человек не объявит себя банкротом после того, как все вырубит, и что лес на эти деньги будет восстанавливаться, если такое произойдет.

По словам главы района, в районе зарегистрировано 75 пилорам, работают из них 54. И ни одной китайской.

Злодей или спонсор?

Что же предлагает «МТК-Дженькей»? По словам представителя компании Анатолия Баранова (как известно, контрольный пакет вот-вот перейдет к бурятским бизнесменам), общие инвестиции в проект должны были составить 753 млн. Количество рабочих мест – 200. Налоги в бюджет – примерно 80 млн рублей в год.

Компании выделялась лесосека на территории, где местные предприниматели не работают. То есть деляны у них никто отбирать не собирался. Более того, компания обязалась восстанавливать лес на территории 9,3 тысячи гектаров. 

По словам Анатолия Баранова, китайских рабочих сюда никто завозить не собирался. Заготавливать лес планировалось с привлечением местных предпринимателей.

Компания хотела построить завод по производству пеллет, что весьма актуально, учитывая экологические ограничения, которые вот-вот вступят в силу.

Кроме того, «МТК-Дженькей» готова была подписать соглашение с районом о спонсировании социальных учреждений и отчислять на это 10 рублей с каждого заготовленного кубометра. Плюс 1,5 млн - любому соцучреждению, которое выберет местная администрация.

Однако завод по плану должен был располагаться не на территории района, а в Тальцах. По словам Анатолия Баранова, уже построены два цеха и котельная. На сегодняшний день в проект вложено 200 млн рублей. Ассортимент выпускаемой продукции – от клееного бруса и конструктивов для домостроения. Все это должно было продаваться как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Причем по честным ценам.

Нет, нет и нет!

Однако местные жители отнеслись к обещаниям инвестора крайне недоверчиво, а к самой компании - довольно враждебно. Общее настроение жителей отражает цитата: «Мы, хоринцы, говорим свое решительное «нет» любому зарубежному инвестору!».

Но оставлять все, как есть, нельзя - с этим согласились все. И тут получается странная ситуация. Выходов из положения несколько. Первый жители хором отклонили - запустить инвестора, позволить ему восстанавливать лес и контролировать каждый его шаг, как при помощи власти, так и силами местных.

Второй вариант - запустить сюда своего инвестора. Но таковых на данный момент нет.

- Я не видел ни одной заявки, кто хочет заключить договор аренды. Абсолютно серьезно говорю, что по всем действующим нормам готов сегодня запустить любого бизнесмена Хоринского района на эту территорию. Нам не нужен чужой инвестор, - говорил Алексей Мишенин. - Мы не лоббируем ни одного инвестора, мы за то, чтобы навести в лесу порядок. Чтобы те предприятия, которые туда заходят, начали заниматься лесовосстановлением, начали платить налоги и платить людям зарплату.

Было предложение местным предпринимателям объединиться и самим взять проблемную территорию в аренду. Впрочем, местные лесозаготовители пока никак не отреагировали на это предложение.

Крайние меры

Третий вариант – запретить вырубки вовсе. Он прозвучал из зала не раз и даже был поддержан правительством республики.

- Я услышал от вас, что дальше продолжать так рубить лес нельзя, - говорил Алексей Мишенин. - Наверное, мы поддержим ваше предложение против вырубки леса. И приложим все усилия, чтобы лес в Хоринском районе не вырубался. Чтобы в Хоринском лесничестве заниматься только восстановлением. Я думаю, что это правильно.

Но чем грозит такой запрет? Напомним цифры: 54 действующих пилорамы, тысячи жителей, зарабатывающих на заготовке леса, миллиард рублей ежегодно. Если прикрыть заготовку полностью, то все эти люди окажутся на улице.

Впрочем, есть и четвертый вариант - обойтись без инвестора и без запрета на вырубки. Для этого и местные жители, и предприниматели должны проявить сознательность. Выйти из «серой» зоны, оформить работников официально, платить налоги, как полагается, заниматься лесовосстановлением (если рубишь – сажай). Вот только этот вариант можно назвать фантастическим. Ведь ни местный бизнес, ни жители не горят желанием прилагать какие-то усилия для сохранения леса. 

По итогу схода было решено создать в Хоринском районе общественный совет из наиболее инициативных жителей. В том числе из тех, кто громче всех кричал об изгнании китайцев. Но не всем эта инициатива пришлась по душе. Некоторые предпочли взять самоотвод.

- Да, меня волнует судьба моей родины. Но не настолько, чтобы я брала на себя какие-то полномочия за кем-то что-то наблюдать, - говорила одна из инициативных жительниц, не пожелавших работать в совете.

Конкретных же решений на сходе принято не было. Не озвучивали таковые и на уровне правительства Бурятии. Чиновники, видимо, до сих пор не могут определиться, что делать с ситуацией – пойти навстречу жителям и спасти лес от них же, похоронив инвестпроект на 700 млн, или рискнуть политическими баллами, приняв решение о допуске компании в леса района.

А пока они раздумывают, «МТК-Дженькей», похоже, готовится покинуть республику. И вложить деньги в другой регион, где понимают, что такое инвестиции и как ими управлять.

Станислав Сергеев, «Номер один». 
Фото: https://gazeta-n1.ru/stock/

Читайте также

Импульс для развития Бурятии
Республика встречает 50-летие с начала строительства БАМа новым крупным проектом
24.04.2024 в 10:14
Экоальянс сменил недобросовестных подрядчиков и закупил новую технику
Компания устранила все нарушения по вывозу мусора в районах Бурятии и в Улан-Удэ
23.04.2024 в 18:26
В минсельхозе Бурятии подвели итоги конкурса грантов
Финансовую поддержку получат 23 фермера
22.04.2024 в 16:15
Бурятия заняла 39 место в рейтинге регионов России по перспективности трудоустройства
На одну активную вакансию сейчас в регионе приходится 3,5 резюме
22.04.2024 в 12:40
Следующая новость
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.