Торговые центры Улан-Удэ оказались на грани закрытия

Арендаторы из них бегут, а поток покупателей иссякает
A- A+
Текст: Газета
Торговые центры Улан-Удэ оказались на грани закрытия

В столице республики торговые центры начинают терять арендаторов и пустеют на глазах. Причин несколько (и все они ведут к печальному для крупной торговли финалу): переход покупателей на онлайн-покупки и обвальное снижение доходов населения. Третья причина экономического упадка ТРЦ – запрет на работу кинотеатров, детских развлекательных площадок, кафе и ресторанов из-за так называемой «эпидемии». Эксперты считают, что бегство и разорение мелких арендаторов являются предвестниками закрытия крупных ТРЦ Бурятии.

Упадок крупного ритейла

ТРЦ  Capital Mall  на проспекте Автомобилистов, 4А, - ранее   одно из самых многолюдных мест торговли Улан-Удэ. Автомобильная площадка перед ТРЦ была заполнена автомобилями, а народу в нем было словно сельди в бочке. Теперь все это позади. Торговый центр пустует, занят лишь первый этаж, да и то  на самых проходимых местах.

- Мы так и не восстановились после того, как   разрешили работать после пресловутой «самоизоляции», - рассказывает Наталья, продавец в бутике с маркой известного бренда. - Поначалу был всплеск посещений, а теперь и в выходные никого нет. Только редкие покупатели.

Как рассказывает продавец, основной поток  Capital Mall  формировали семьи с детьми, в том числе приезжие из районов республики. Пока дети смотрели кино, родители ходили по магазинам центра. Но поскольку кинотеатры закрыты, делать в ТРЦ, по сути, нечего, так как самая важная для современного человека развлекательная составляющая просто испарилась. И теперь ТРЦ  Capital Mall, потеряв основу,   просто торговый центр с неясными перспективами. Еще один удар   нанесен по фуд-кортам - многочисленным кафе итальянской и азиатской кухни в центре. Причем удивительно, что обычным кафе и ресторанам разрешается работать, а другие, расположенные в крупных ТРЦ, попали под запрет.

- Меня все время удивляет это странное обоснование, почему в ТРЦ   нельзя работать кафе   - якобы  у нас нет отдельного входа, - недоумевает Андрей, бывший повар закрытого в  Capital Mall  кафе. - Какую связь имеет наличие или отсутствие отдельного входа к распространению вируса, никто толком объяснить не может. Возникает ощущение, что контролирующим структурам, для того чтобы показать начальству свою «кипучую» деятельность, надо хоть кого-то закрыть.

Как уничтожают бизнес

Поэтому сегодня в торговом комплексе с посетителями работает только одно кафе на первом этаже,  оно организовало «отдельный вход». Остальные, расположенные в центре залов, закрыты ограждающими ленточками.

- Иначе как безумием трудно назвать решение закрыть кинотеатры и кафе внутри ТРЦ, - считает улан-удэнский экономист Анатолий Думнов. - Ведь любому здравомыслящему человеку очевидно, что никакой эпидемической опасности столь просторные помещения с огромными потолками и совершенной вентиляцией не представляют.


По его словам, в тех же современных кинотеатрах всегда можно обеспечить и проконтролировать социальное дистанцирование. Чего, к примеру, невозможно добиться в переполненных маршрутках, где порой  пассажиры «едут на головах» и без соблюдения минимальных санитарных требований. Однако водителям общественного транспорта разрешают плевать на все санитарные правила и масочный режим и зарабатывать деньги. А торговым центрам - нет. Хотя там работают те же ИП,   и им тоже нужно кормить свои семьи.

Конец эпохе развлечений

Также в Бурятии многие считают верхом глупости приказ бизнесу закрыть детские развлекательные площадки с игровыми автоматами в ТРЦ. Ведь известно, что здоровые дети не подвержены этой эпидемии.

- Решение властей лишить нас посещения развлекательных учреждений нарушает наши права и    детей, - говорит Наталья Доржиева, участница группы «Домохозяйки Бурятии». - Раньше мы всей семьей почти каждые выходные ходили в торговые центры, чтобы смотреть фильмы, и для детей это был настоящий праздник. Там же проводили дни рождения и отмечали другие семейные события. Но нас этой возможности лишили  под выдуманным, по сути, предлогом.

Как отмечает Наталья, зимой вообще будет непонятно, куда ходить с детьми.

- Просто злость на них возникает, когда представляешь, что придется в морозы сидеть в четырех стенах, не имея возможности даже сходить с детьми в кинотеатры и кафе, — говорит она.

При этом проблема гораздо глубже, чем просто удар по стремлению многих людей к отдыху. Столкнувшись с искусственными запретами, обвальным падением посещений покупателей и бегством арендаторов, ТРЦ становятся уже не активом, а лишь источником проблем. Крупные помещения необходимо отапливать, снабжать электроэнергией и нести другие расходы.


По словам   Анатолия Думнова, там, где имеются двойные стандарты, а в случае ТРЦ они налицо, можно искать сговор и будущий передел рынков.

- В данном случае есть вероятность, что ТРЦ искусственно обескровливают до состояния, когда появится возможность их разорить с целью скупить по дешевке, - продолжает он. - А когда объявят о победе над «страшным» коронавирусом, у многих ТРЦ могут появиться новые хозяева.

Тем не менее  будущее разорение торговых предприятий, похоже, мало кого волнует. Ведь, согласно статистике, с торговлей в Бурятии в полном порядке. Так, по обеспеченности населения площадью торговых объектов в расчете на 1000 жителей республики Бурятия с 681 квадратным  метром  занимает одно из самых высоких мест среди городов России. Что-что, а торговать мы научились. Другой вопрос,   ситуация очень быстро меняется, и гибель крупных торговых комплексов с сотнями арендаторов в каждом может быстро включить Бурятию в число самых проблемных регионов.

Будущая «горячая точка»

При этом  с углублением кризиса (а он и не думает останавливаться) и   продолжением политики властей на запрет экономической деятельности  возникает эффект экономического цунами, который может распространиться по экономике Бурятии.

Экономисты говорят, что когда люди перестают ходить в кинотеатры и кафе, то их владельцы не могут платить аренду. Расходы расположенных в ТРЦ магазинов и бутиков настолько высоки, что при сокращении трафика они сворачивают бизнес. Расходы торгового центра также высоки, и он не может снизить аренду, чтобы покрыть недостачу в выручке у арендаторов. ТРЦ пустеет на глазах. И поскольку здание без арендаторов ничего не стоит, являясь лишь ямой для расходов, то оно банкротится.

Банк,   выдавший кредит на строительство ТРЦ, списывает убытки и перевешивает их в стоимость следующего кредита, пока сам не ложится на бок. В общем, гибель каждого торгового кита очень опасна. И региональным властям пора завершать эпопею с «самоизоляцией», позволив крупным торговым центрам нормально работать.

Кстати, по данным экспертов, в России в 2020 году закрылись 1 млн 95 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса. Большинство из них пополнили армию безработных. В том числе из-за совершенно бездумной и вредной для общества «карантинной» политики властей.

Дмитрий Родионов, «Номер один»
Фото: «Номер один»
Теги
торговля

Читайте также

Хлеб из Бурятии стал лучшим в России
Награду получила компания АО «Бурятхлебпром»
29.03.2024 в 11:22
В Бурятии появится морской курорт мирового уровня
Для проекта будет привлечено 55 миллиардов рублей инвестиций
29.03.2024 в 09:56
Команда «ТимлюйЦемента» отличилась на конкурсе «Территория профессионалов»-2024
Победители и призеры награждены памятными призами и денежными премиями
28.03.2024 в 15:57
Турпоток между Китаем и Россией достиг 1,2 миллиона человек в год
Полгода назад был запущен механизм безвизовых групповых поездок
28.03.2024 в 13:44
Следующая новость
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.