Общество
07.11.2019 в 23:31
Улан-Удэ поделился с Москвой Иосифом Сталиным
Картину о параде 1941 года из Национального музея Бурятии представили в Москве в Музее Победы
Текст: Алексей Субботин
В годовщину легендарного парада 1941 года в Музее Победы в Москве открылась выставка-презентация панорамной картины Ираклия Тоидзе «Выступление Сталина на Красной площади 7 ноября 1941 года». Автор также широко известен по плакату «Родина-мать зовет!», сообщает сетевое издание «На Западе Москвы».
Это монументальное полотно размером 3х5 метров более 60 лет хранилось в запасниках Национального музея Бурятии. Картина создана в 1949 году. Автор плаката «Родина-мать зовет!» изобразил событие, значение которого по силе морального воздействия сравнивают с величайшими битвами Великой Отечественной. Художник в свойственной ему реалистичной манере тщательно прописал всех политических деятелей, принимавших в тот день парад на Красной площади.
На мавзолее мы видим Иосифа Сталина, Лазаря Кагановича, Семена Буденного, Вячеслава Молотова, Анастаса Микояна, Георгия Маленкова и Лаврентия Берию.
В рамках международного проекта «Территория Победы» историческое полотно вернулось в Москву и представлено в Музее Победы. Перед презентацией сотрудники Национального музея Бурятии отреставрировали художественное произведение.
К слову, выставка, включающая неизвестные работы мастеров соцреализма Ираклия Тоидзе и Михаила Куприянова, впервые проходила в Улан-Удэ девять лет назад ко Дню Победы. Работы художников были совершенно случайно найдены в запасниках республиканского Художественного музея Бурятии при подготовке выставки «Помнит мир спасенный» к 65-летию Великой Победы.
Среди работ было и эпическое живописное полотно Ираклия Тоидзе. Второй раритет принадлежит кисти Михаила Куприянова, одного из знаменитых Кукрыниксов и именуется красноречиво – «В кабинете Гитлера. 1945 год».
Музейные работники при обнаружении раритетов задались вопросом, как в запасниках их провинциального музея оказались эти полотна? По их версии, работы, написанные в 1948-1949 годах, потом были распределены в централизованном порядке, как тогда было принято, в провинцию, и оказались в Бурятии в начале 50-х годов прошлого века. Но демонстрировать их тогда было негде - в Улан-Удэ не существовало выставочного зала. После смерти Сталина и ХХ съезда КПСС в столице Бурятии построили здание для художественного музея, но к тому времени уже полотна устарели «политически» и их отправили в запасники.
На полотне Ираклия Тоидзе, выполненного в традициях соцреализма, изображен знаменитый парад 1941 года, когда колонны военных и техники прямо с Красной площади уходили на фронт. Но центральной фигурой полотна является не вождь, а строй солдат и три лица женщин, создающих в картине своеобразный композиционный треугольник - тему мольбы о защите.
Ираклий Моисеевич Тоидзе (1902-1985). Народный художник Грузинской ССР, заслуженный деятель искусств РСФСР. Окончил Тифлисскую академию художеств, в 1931 году переехал в Москву. В первый же день войны художник Ираклий Тоидзе создал пронзительный образ Родины-матери, на защиту которой поднялся весь многомиллионный народ.
Фото: na-zapade-mos.ru
Это монументальное полотно размером 3х5 метров более 60 лет хранилось в запасниках Национального музея Бурятии. Картина создана в 1949 году. Автор плаката «Родина-мать зовет!» изобразил событие, значение которого по силе морального воздействия сравнивают с величайшими битвами Великой Отечественной. Художник в свойственной ему реалистичной манере тщательно прописал всех политических деятелей, принимавших в тот день парад на Красной площади.
На мавзолее мы видим Иосифа Сталина, Лазаря Кагановича, Семена Буденного, Вячеслава Молотова, Анастаса Микояна, Георгия Маленкова и Лаврентия Берию.
В рамках международного проекта «Территория Победы» историческое полотно вернулось в Москву и представлено в Музее Победы. Перед презентацией сотрудники Национального музея Бурятии отреставрировали художественное произведение.
К слову, выставка, включающая неизвестные работы мастеров соцреализма Ираклия Тоидзе и Михаила Куприянова, впервые проходила в Улан-Удэ девять лет назад ко Дню Победы. Работы художников были совершенно случайно найдены в запасниках республиканского Художественного музея Бурятии при подготовке выставки «Помнит мир спасенный» к 65-летию Великой Победы.
Среди работ было и эпическое живописное полотно Ираклия Тоидзе. Второй раритет принадлежит кисти Михаила Куприянова, одного из знаменитых Кукрыниксов и именуется красноречиво – «В кабинете Гитлера. 1945 год».
Музейные работники при обнаружении раритетов задались вопросом, как в запасниках их провинциального музея оказались эти полотна? По их версии, работы, написанные в 1948-1949 годах, потом были распределены в централизованном порядке, как тогда было принято, в провинцию, и оказались в Бурятии в начале 50-х годов прошлого века. Но демонстрировать их тогда было негде - в Улан-Удэ не существовало выставочного зала. После смерти Сталина и ХХ съезда КПСС в столице Бурятии построили здание для художественного музея, но к тому времени уже полотна устарели «политически» и их отправили в запасники.
На полотне Ираклия Тоидзе, выполненного в традициях соцреализма, изображен знаменитый парад 1941 года, когда колонны военных и техники прямо с Красной площади уходили на фронт. Но центральной фигурой полотна является не вождь, а строй солдат и три лица женщин, создающих в картине своеобразный композиционный треугольник - тему мольбы о защите.
Ираклий Моисеевич Тоидзе (1902-1985). Народный художник Грузинской ССР, заслуженный деятель искусств РСФСР. Окончил Тифлисскую академию художеств, в 1931 году переехал в Москву. В первый же день войны художник Ираклий Тоидзе создал пронзительный образ Родины-матери, на защиту которой поднялся весь многомиллионный народ.
Фото: na-zapade-mos.ru