Общество 16.11.2019 в 09:00

«Сколько вокруг загубленных детей!»

В Улан-Удэ настоятель женского дацана открыла центр речевого развития
A- A+
Текст: Газета
«Сколько вокруг загубленных детей!»
Настоятель единственного в России буддийского женского дацана «Зунгон Даржалинг» открыла центр дополнительного образования  для детей с ограниченными возможностями здоровья. Он находится непосредственно рядом с буддийским храмом. 

- Зоригма Далаевна, я знаю, что недавно вы открыли центр речевого развития, который находится непосредственно рядом с дацаном. Почему вдруг такое неожиданное решение?

По своему образованию я - логопед-дефектолог и много времени посвятила вопросам педагогической коррекции развития особенных детей. В какой-то степени, мною двигало желание помочь этим детям. Это моя больная тема. Мне до сих пор кажется, что возможности для их развития сильно ограничены отсутствием квалифицированной помощи и понимания со стороны родителей и общества.

- Если бы Вы могли объяснить, чтобы люди лучше понимали проблему…

- Чтобы понять, нужно закрыть глаза и представить, что это навсегда. Закрыть уши и почувствовать, как жить без слуха. Чтобы понять ребенка с нарушением речи, нужно представить, что слушаешь  научный текст, перегруженный незнакомыми терминами. Почему нам непонятен этот текст? Потому, что эти слова не связаны с нашими понятиями и представлениями. Ребенок находится в подобной ситуации постоянно. Нужно много работать над тем, чтобы связь между словом с предметом или действием стало для ребенка близким и понятным.

Про аутистов объяснить сложно, но представьте, что вы погружены в какую-то мысль, а вокруг что-то происходит. Например, вы задавлены горем и вокруг какая-то суета. Для аутистов не существует то, что есть вокруг, они в себе, в своей постоянно одинокой радости, но чаще – в горе. 

Дети с задержкой психического развития… Вот смотрите вы на незнакомый станок на заводе – большой, непонятный и не можете выделить части его целого – что, откуда. Вот стул или стол вам понятен, а это – нет. Этот ребенок чувствует себя так же. Представляете, если постоянно ругать его за это?

Про детей с умственной отсталостью объяснить еще сложнее – у них другое восприятие мира и мыслительные процессы идут по-другому. Ну, представьте, что вы несколько дней не спали, а вас заставляют слушать какой-то сложный научный текст – вот это близко к состоянию умственной отсталости. Мы часто не осознаем особенности состояния этих детей и людей вообще, и часто выдвигаем им несоответствующие требования. Нужно просто понимать их.

- В центр такие дети приходят после того, как поставлен диагноз?

Первым шагом, конечно, нужно обратиться в поликлинику. Еще до того, как ребенок начнет говорить первые слова, важно не пропустить моменты, свидетельствующие об особенностях развития ребенка. Ребенок не удерживает зрительный контакт, не фиксируют свой взгляд на игрушке, развитие моторики не соответствует возрасту, ребенок не сидит в 7-8 месяцев – это повод для обследования. Кроме этого психофизиологические особенности развития проявляются в неврологической симптоматике. Дети, которые в первый год жизни обследуются у невропатолога по поводу повышенного или пониженного тонуса, отстают в развитии, у них очень часто проявляются и особенности психоречевого развития. Важно, выявить эти особенности как можно раньше.

- Но часто раннее выявление проблемы не помогает ее решить…

- Да, не хватает профессиональных кадров. Мы тоже не каждую проблему можем решать. Кроме Москвы и Санкт-Петербурга, в регионах положение сложное. Вижу сколько вокруг загубленных детей… Родители часто не ощущают необходимости серьезно заняться реабилитацией ребенка. Порой кажется, что бьешься в закрытую дверь. Был момент, я хотела оказать помощь родителям и создать группу психологической поддержки, ведь не секрет, что чаще всего люди остаются один на один с диагнозом. Я даже думала проводить эти занятия бесплатно, при условии, что дети будут заниматься с нашими педагогами. Пока отклика не было. Допускаю, что и на первом пробном занятии совершила ошибки в подходе. Люди в этом состоянии часто испытывают чувство вины и комплексы различного рода. 

- Раз уж речь зашла о неполноценности, а Вы – настоятель буддийского дацана, ответьте, пожалуйста, на один вопрос. Многие знают, что в буддизме есть восемь состояний, недоступных для занятий буддийской практикой, т.е. накопления благих заслуг, которые очень важны для дальнейшего перерождения.  Считается, чтобы иметь возможность слушать и практиковать Учение, нужно родиться «полноценным» человеком - иметь ясный ум, развитые органы чувств. У многих это вызывает вопросы…

- Я не хочу отвечать на этот вопрос, я не философ. Действительно, написано, что если ты имеешь какие-то недостатки, то тебе сложно будет следовать Учению. Возможно, во мне говорит дефектолог, и я выскажу свое мнение, все зависит от условий, в которых растет ребенок. Чем раньше дана помощь, тем больше у него возможность ощущать и познавать мир. Задача дефектологов, максимально приблизить восприятие детей к объективному познанию. Были случаи. когда слепоглухонемые люди писали книги.

- Многие в момент, когда что-то случается с ребенком, сталкивались с разговорами о карме, граничащими с осуждением. Якобы, человек заслужил это страдание.

- Есть философское понятие кармы, а есть бытовое. Последнее – не абсолютное понятие. Это закон взаимозависимости, закон причинно-следственных связей. Часто представление о карме – это субьективные мнения, поддерживаемые обществом. Карма предполагает определенную долю фатализма, а в буддизме фатализма нет. 

- Как нет?

- Если тебе что-то очень нужно, всегда существует определенный набор поправок, с которыми ты можешь действовать так, как считаешь нужным.

- Грубо говоря, помолись и делай?

- Да. Бороться надо до последнего. У меня есть знакомая, которая родила девочку – имбецила. Всегда считалось, что удел имбецила – остаться в одинокой комнате. Но она разговаривает по телефону и учится в колледже. Это фантастика, которая объясняется упорным трудом и обучением. Спасение утопающих, по-прежнему, в руках самих утопающих.

- Так что же делать, если в семье родился ребенок, к примеру, с задержкой психического развития?

- Даже если диагноз поставили поздно, хороший специалист, зная их психологические особенности, может довести ребенка до нужного уровня. Именно эта категория самая благодарная. Если работать с таким ребенком по специальной программе до 4 класса, то ребенок в дальнейшем может обучаться в обычной школе и нормально жить. Но не получив специальной помощи, дети попадают во вспомогательную школу. Дети, которые могут быть нормальными, попадают в школы для умственно отсталых – так называемого 8-го вида. Школ 7-го вида для детей с задержкой психического развития у нас в республике просто нет! Для детей с тяжелыми нарушениями речи есть школа в районе мясокомбината, но и она только начальная. А после дети опять попадают в школу для умственно отсталых. Очень редко кто попадает в обычную среднюю школу. Да, благодаря закону об инклюзивном образовании, сейчас есть возможность отправить такого ребенка в общеобразовательную школу, но как он там будет себя чувствовать? Это очень тяжелая, травмирующая психику ситуация для такого ребенка, а вовсе не социализация, как думают многие. Это уничтожение личности ребенка. Я хочу, чтобы этим детям была оказана специализированная помощь и нужно, чтобы родители это понимали. А они часто не понимают. Думают, что можно бросить его в чужую среду без подготовки, и он адаптируется. У меня есть знакомый ребенок, учителя которого, не зная его особенностей, упорно вели его до 11 класса, и он даже сдал ЕГЭ вместе со всеми. Это, конечно, хорошо, но мне страшно представить, как тяжело ему было в моральном плане. 

- Какова проблема на сегодняшний день?

- Помимо того, что я уже сказала, в СССР была занятость этих детей после школы, они могли прокормить себя, а сейчас? В Москве есть школа-интернат №102, после которого умственно отсталые люди могут работать. Для них недоступно абстрактное мышление, но они могут работать и чувствовать себя полезными и нужными. Для них это так же важно.

Специалистов мало, да. Когда я читала лекции в БРИОП, то наблюдала за работой учителей и поражалась, насколько многие из них талантливы. Возможно, они каждый раз, как говорится, «изобретают велосипед», но они пытаются помочь. Хорошо, что сейчас есть интернет и можно узнать, какие методы существуют, другое дело, что без квалифицированного анализа приемов и методов работы, они могут взять не совсем то, что хорошо. Мне повезло общаться с хорошими специалистами, и я знаю, что даже если ребенок не может освоить рациональную часть, в эмоциональном плане он может быть очень развит. На Западе, например, есть уже два магистра в области искусств с диагнозом «задержка психического развития». Надеюсь, это станет возможным и у нас.

Диляра Батудаева, «Номер один»
Фото: pixabay.com
Теги
дацан

Читайте также

Владелец «Байкалкурорта» лично ответил на вопросы протестующих жителей Аршана
Люди боятся, что их земли уйдут под коммерческую застройку
25.04.2024 в 19:07
«Это бездушное отношение к работе»
Мэр Улан-Удэ выразил недовольство состоянием дорожных ограждений
25.04.2024 в 16:57
В Бурятии неизвестные подожгли районное кладбище
Пожарные оперативно ликвидировали возгорание
25.04.2024 в 15:59
Следующая новость
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.