07.12.2019
В Улан-Удэ появились классы, где учат в традициях Русской классической школы
В основе обучения - традиции дореволюционной системы образования

В столице Бурятии появляются классы семейного обучения, где детей учат «по старинке». В основе обучения - традиции дореволюционной системы образования. Несмотря на то, что новые классы только-только открылись, желающих попасть на учебу к педагогам «из прошлого» немало.

Работать за идею

На уроках в классах Русской классической школы (РКШ) дети пишут пером и чернилами, занимаются по учебникам Ушинского и учатся считать с помощью старых добрых деревянных счетных палочек или счетов. Пока это небольшая школа, а всего лишь отдельные классы. И дети сюда ходят в дополнение к обычной школе. 

Улан-удэнка Нина Климова в свободное время бесплатно занимается с ребятами. Родители сдают небольшие деньги только на материалы – учебники и тетради.

Правда, перед этим ей пришлось обучиться самой, она прошла онлайн-курсы, семинары. А опыт преподавания у Нины Климовой и без того огромный – только в автошколах она преподает более 20 лет. Начинала свой трудовой путь Нина Павловна инженером-механиком, потом внедряла новую технику на автотранспорте, была завгаражом, начальником отдела кадров, преподавателем в Лицее №24, автотранспортном техникуме, в ДОСААФ,   БРУККе,   частных автошколах.

- В 60 лет я переобучилась на педагога-психолога. Потому что в автошколах в программах ввели психологию.  Мне уже скоро 63 года, но опять учусь. Хожу на семинары, слушаю лекции по методике РКШ, - улыбается Нина Павловна.

Говорит, что зажглась этой идеей, потому что на примере своих детей давно знает о несовершенстве и даже вредительстве сегодняшней системы образования в стране. 

-  Я пошла в первый класс в 1964 году, так что застала и программу обучения по Ушинскому, и чернильницы-непроливайки, и перьевые ручки. У меня до сих пор почерк с вензелями, а по математике такая база, что до сих пор могу решить задачи по алгебре, геометрии, физике, химии за любой класс. Я что детям помогала с уроками до 11-го класса, что внукам сейчас помогаю. Во всем этом заслуга тех программ образования, по которым нас обучали в 60-е годы прошлого века. Почему бы не возродить все это? – считает Нина Павловна. 

Работать по Русской классической школе Нина Климова начала ради внучки — ей семь лет, а она не знала букв, в детском саду не обучили.

- Ради внучки и организовала первую группу дошкольников под названием «Радость моя» и начала обучать семерых ребятишек, четырех, пяти, шести и семи лет,   всех вместе  по программе РКШ.

Нина Климова набрала 20 учеников – от четырех до семи лет. Рекламы никакой не давала, работает сарафанное радио. Улан-удэнцы приводят своих дошколят или первоклассников, потому что знают – за короткий срок малыши здесь смогут узнать буквы, научиться читать и писать. У каждого ученика есть свой значок, на котором изображен логотип РКШ. Своего преподавателя дети называют на ты, а те, кто не могут выговорить имя-отчество учителя, обращаются к ней по-родному: «Тетя».

Без премудростей

Корреспондент «Номер один» побывал на одном из занятий Нины Климовой. Урок совсем не похож на стандартные занятия в обычной школе. Ребята могут сидеть за партами, а могут обступить «тетю» со всех сторон, встав поближе к ней у доски. Но, несмотря на это, дисциплина есть, малыши не балуются, слушают. Вовлечены в процесс все. Глаза горят. Четырехлетний Данила, который совсем недавно вообще не мог говорить и читать, участвует в уроке больше всех. Подставляет слова-магниты под нужные картинки, каждый раз угадывает и радуется похвале. Ребята считают на палочках, пишут мелом на специальных дощечках, выводят вензеля чернилами. 

Интересная деталь: по словам родителей, которые приводят своих детей-первоклашек к Нине Павловне, у нее малыши быстро учатся читать и писать. А вот в обычной школе те же самые дети почему-то были в опале. 

- У многих родителей проблемы начинаются в первом классе. Дети не знают букв и не умеют читать. Казалось бы, почему бы в школе преподавателям не научить их этому? Но детей начинают гнобить, мол, учитесь сами. Вот и приводят ко мне ребят, - говорит Нина Климова. 

Бывает, что уже после первых двух занятий Нина Павловна слышит слова благодарности: «Ребенок стал лучше читать и считать». 

- Прежде чем понять и осознать цифры или буквы, ребенок должен все это прочувствовать, буквально потрогать пальчиками. Мы используем на занятиях буквы, которые можно потрогать, счеты. Вы бы видели, как им нравится угадывать буквы наощупь из волшебного мешочка! А перед тем, как выучить букву, они видят образы. Например, буква Д – это дом. Мы делаем поделки дома. Буква В – вертушка. Мы дуем на самодельную вертушечку, и она крутится. Как вы думаете, после этого ребенок может забыть букву «В»? – смеется Нина Павловна. – Когда дети потрогали, поосязали, то они потом помнят, как выглядят буквы, им это легко дается. 

Если речь идет об арифметике, снова в дело идут настоящие предметы. 

- Мы используем несправедливо забытые счеты, деревянные палочки. Как понять, как выглядит десяток? Нам легко, а малыш это поймет, если сам соберет в десяток палочки, наденет на них резиночку – и вот десяток перед ним на столе. Либо задача по арифметике - нужно отнять или поделить что-то. Берем настоящую морковку, настоящую корзинку. И начинаем шесть морковок делить поровну между тремя зайчатами  или отнимать из шести три. Либо на примере копеечек. Прямо с деньгами и работаем. А в школе все это теоретически, хотя не у каждого ребенка может воображение работать так хорошо, - считает Нина Климова. 

Несмотря на то, что в обычных школах в первом классе оценки ставить нельзя, Нина Павловна отметки ставит. Правда, чаще всего пятерки, редкий раз – четверку. А еще иногда под работой ученика пишет «Умница». 

- Потом они меня постоянно просят: «А ты мне напишешь тоже «Умница?», - улыбается учитель. 

Против системы

По словам экспертов, программа РКШ выделяется необыкновенной логичностью, продуманностью, законченностью методики обучения. Все обучение основано на природосообразности обучения, когда учителю предлагается «дорасти до ребенка», увидеть предмет его глазами  и с этой позиции давать ребенку новые знания. Из учебников убрана наукообразность, которая недоступна ребенку. В этом основное отличие учебников РКШ от современных ФГОСовских. 

Но среди главных целей РКШ – это не только дать фундаментальные знания, но и нравственную закалку. Привить исконные ценности: любовь к родине, семье, моральные принципы, объяснить такие понятие, как «честь», «совесть», «душа» и пр. Не зря даже первый урок, который изучают дети, связан с понятиями «человек» и «дом». 

-  В сегодняшней традиционной школе немало проблем. Там все безличностно, сидят 40 человек, какой тут индивидуальный подход. Учитель тоже вроде как в этом не виноват - он находится в жестких рамках. Сегодня педагоги говорят: «Мы не учим, а   даем услуги». Какое тут нравственное содержание? Как сейчас говорят, основной ресурс рыночной экономики  это дураки. То есть грамотные дети никому не нужны. Главное, чтобы они умели брать кредиты. Чем больше быдла, тем государству удобнее. Такова программа нашего правительства. Поэтому многие родители, осознав это, забирают детей из школ и переходят на семейное обучение. Необязательно в РКШ, есть и другие варианты альтернативного обучения, - отмечает Нина Климова. 

Многие школьники теряют себя во время учебы, сегодня это явление распространенное. Последствия этого – депрессии, появление той или иной зависимости. 

- Почему современный ребенок впадает в депрессию? Потому что наш мир, наша школа в том числе зациклена на меркантильных вещах. И дети сейчас направлены на что? Дорогой компьютер, «крутой» телефон, стильная одежда. Если ребенок не обладает всем этим, то начинает переживать, замыкаться в себе. И в школе опять-таки не объясняют, что это не главное. Это опять-таки политика нашего государства. 

К слову, о том, какие недостатки в себе несет традиционная школа, Нина Климова знает не понаслышке. У нее самой двое детей и уже пятеро внуков прошли через сито государственных школ. 

По словам Нины Павловны, привлекла в методике РКШ именно ее человечность. 

- С малых лет там внушаются обычные человеческие ценности. В первой книге, уже после азбуки, есть такой хороший рассказ про человека, про душу. То есть вся методика направлена на то, что человек стоит во главе угла. А также духовный рост ребенка. А у нас же детям твердят с детства: «Ты такой-сякой, ничего не умеешь». 

В Бурятии пока что есть только отдельные классы, где детей учат по программе РКШ. Такие уроки можно назвать своего рода репетицией настоящей Русской классической школы, которую уже в следующем году в Бурятии планирует открыть бурятская епархия. Сейчас епархия ищет помещение для такого заведения, которое бы отвечало всем необходимым нормам. 

В РКШ девочки и мальчики будут учиться в разных классах. В основу обучения лягут все те же принципы: воспитание патриотизма, упор на изучение исторических корней, нравственное воспитание и изучение религии и многое другое.

Василиса Шишкина, «Номер один». 
^