07.12.2019
В Улан-Удэ эвакуаторщики делают бизнес на отсутствии парковок
Автовладельцы в городе стали как дойные коровы

Ежегодно с улиц и дорог Бурятии за нарушения ПДД эвакуируется около 10 тыс.  автомобилей, львиная доля из которых приходится на Улан-Удэ, сообщает УГИБДД МВД по РБ. Чаще всего это происходит из-за неправильной парковки и нехватки мест, особенно в центре столицы региона. В результате бизнесмены и гаишники предлагают «альтернативу»: штрафстоянку. Поставил своего «железного коня» в центре города (усеянного запрещающими знаками), пошел на работу или в магазин, а на выходе его уже нет.

Обычно напуганный владелец, сообщив в ГИБДД об угоне, только там узнает, что тревога была напрасной. Машину всего лишь увез эвакуатор на штрафстоянку. Решение проблемы есть - заплатить несколько тысяч рублей, и авто вернут. Как оказалось, подобная, мягко скажем, неправовая деятельность многочисленных коммерческих эвакуаторов и штрафстоянок в Бурятии  вызвала вал судебных претензий.

Еще в декабре 2018 года Народный Хурал Бурятии в связи с многочисленными скандалами внес изменения в Закон «О порядке реализации перемещения задержанного транспорта на специализированные стоянки», согласно которому договоры с владельцами коммерческих штрафстоянок поручено заключать Минтранспорта РБ. Сегодня же по-прежнему действуют договоры на «эвакуацию» между подразделениями МВД по РБ и не совсем прозрачными коммерческими структурами.

Так, например, прокуратура Железнодорожного района Улан-Удэ не так давно выявила грубые нарушения в работе двух специализированных автостоянок в Улан-Удэ. Основной смысл претензии проверяющих заключался в сознательном завышении тарифов на свои «услуги». Кроме того, бизнесмены безобразно вели учет арестованного автотранспорта, что являлось благодатной средой для махинаций с выручкой и неуплатой налогов.

- Недавно мой джип увезли на штрафплощадку из-за неправильной парковки, я   туда приехал, и мне  навскидку говорят сумму в 3000 рублей, - рассказывает знакомый, весьма влиятельный бизнесмен. - Я им в ответ, что заплачу, конечно, но ваша «шарашка» завтра тут работать не будет.

Эвакуаторщики не ожидали напора и,  опасаясь обещанных проблем,  тут же снизили цену вопроса до 600 рублей.

Скандальную тему со штрафплощадками на днях подняли даже на уровне Совета Народного Хурала. Где  было отмечено: «…прошел почти год после вступления в силу закона, однако аукционы и договоры между специализированными организациями и Минпромом РБ не проведены, а схемы работы остаются прежними». Видимо, это кое-кому очень выгодно.

Карманы пухнут от штрафов

Глава Минтранспорта РБ Александр Аюшеев объяснил депутатам причины долгой раскачки «объективными трудностями». По словам чиновника, перед тем как выходить на открытые аукционы, необходимо было определиться по цене вопроса. Так, Республиканская служба по тарифам определила базовые тарифы на «перемещение». Если раньше эвакуаторщики считали километраж перевозки, то с нового года расчет оплаты поменяется.

С учетом НДС и в зависимости от категории автотранспорта цена перемещения машины стартует от 1400 рублей до 9 тыс. рублей. Кроме того, автовладельцам придется заплатить от 475 рублей в сутки за хранение машины на штрафплощадке. Выступающий выразил надежду, что 16 января 2020 года, когда в Бурятии состоится первый аукцион на «эвакуаторские услуги и хранение автотранспорта», определятся не только новые участники бизнеса на штрафстоянках, но и понизятся цены.

Парковка выходит боком

Однако депутаты выразили сомнение, что цены уйдут вниз, ведь пока все заточено на максимальное выкачивание денег с автовладельцев. Так, например, если сегодня житель Улан-Удэ, находясь на Байкале, нарушает правила, то его машину оперативно вызволить невозможно. Эвакуаторщики увезут автомобиль на штрафстоянку в Улан-Удэ и насчитают огромные суммы за «пробег». Ведь в Прибайкальском, Иволгинском и Тарбагатайском районах штрафплощадок нет, и все везут в город. А за долгие перегоны приходится платить автомобилистам.

Причем многие автовладельцы, по сути, не виноваты в том, что оказались в ситуации, когда их машину увез эвакуатор. Речь не идет о пьянке за рулем. Тут все ясно. Но перемещают, например, за оставление дома водительских удостоверений. Кроме того, основанием для эвакуации являются забытые дома техпаспорт на машину, страховой полис, диагностическую карту. Однако  больше всего вопросов депутаты задавали по острой нехватке парковок в городе, особенно в центре, в результате чего людей вынуждают нарушать правила. А затем еще и наказывают перемещением машины. Ведь, как выяснилось, большинство штрафстоянок расположено «у черта на куличках».

План рулит

При этом больше всего депутатов Народного Хурала возмутили акценты проверяющих на поиск нарушителей там, где их, по сути, быть не должно.  И тема штрафстоянок на Совете плавно перетекла в нехватку обычных стоянок для машин.

- Вопиющая ситуация сложилась в центре города. Например, вся улица Каландаришвили заставлена ограничивающими знаками, и работники Дома печати регулярно штрафовались за неправильную парковку, хотя вся их вина заключалась в том, что они приехали на работу, - возмутилась депутат, гендиректор телекомпаниии «Ариг Ус» Татьяна Мантатова. - Мы не согласились с произвольной установкой дорожных знаков на данной улице и оспорили их в суде. Может быть,  будем акцентироваться все же не на том, на какие штрафплощадки следует перемещать автотранспорт, а создадим в городе нормальные условия для автомобилистов?

Представители ГИБДД, присутствующие на совещании, не смогли сказать ничего конкретного, ссылаясь лишь на свои нормативы.

Коллегу поддержал депутат Анатолий Кушнарев.

- Недавно поставили знаки, запрещающие остановку-стоянку возле поликлиник города, и когда ветеранов подвозят к учреждению, то затем их машины штрафуют, - удивляется депутат. - Я спросил сотрудников ГИБДД, зачем они везде ставят ограничения, а мне в ответ - планы то по штрафам выполнять надо.

Напомним, что, согласно целевым показателям на 2019 год, с автомобилистов Бурятии должны собрать 470 млн рублей штрафов за нарушение правил дорожного движения. Но поскольку многие автомобилисты теперь изучили схемы расположения видеокамер слежения на улицах и попадаются все реже, приходится изворачиваться и выполнять план.

Участники Совета отметили и еще один факт. В Баргузинском, Курумканском, Еравнинском и Муйском районах за эти годы не были созданы штрафстоянки по причине низких доходов эвакуаторщиков. Ведь в этих районах с парковками никаких проблем нет. Население небольшое и небогатое, нарушают меньше, соответственно, как делать деньги на «подвозе»? Везти же на штрафплощадки Улан-Удэ слишком долго и нецелесообразно.

Прибыль уплыла с лодками

Также чиновники не знают, что делать и с моторными лодками. Их вообще арестовать пока не могут.

- В республике зарегистрировано около 10 тыс. маломерных судов, при этом лицензии на перевозку пассажиров имеет не более 30% владельцев, а нарушения идут постоянно, - посетовал глава Минтранса РБ Александр Аюшеев.

Однако, по словам чиновника, отсутствие в регионе утвержденных тарифов на перемещение арестованных лодок, а также специализированных штрафстоянок для лодок привело к юридическому казусу. Даже у нетрезвого водителя маломерного судна, перевозящего пассажиров, инспекторы не имеют право отбирать лодку. Ее просто некуда определить.

Тем не менее  в результате депутаты на Совете Народного Хурала все же рекомендовали правительству республики и заинтересованным ведомствам ускорить утверждение тарифов по задержанию лодок и созданию для них специализированных штрафплощадок. Куда можно было бы к новому летнему сезону перемещать арестованные лодки и взимать штрафы.

Кроме того, депутаты обратились к главам районов, где отсутствуют штрафстоянки для машин, с просьбой найти инвесторов для «эвакуаторского бизнеса». Чтобы, соответственно, выполнить те же плановые показатели по доходам в республиканский бюджет. Фактически тема наполнения бюджета в очередной раз ставится во главу угла. А автомобилистов по-прежнему считают дойными коровами - топливные акцизы, транспортный налог, ОСАГО и штрафы. Ничего нового.

Дмитрий Родионов, «Номер один».
^